?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История русского автомобилестроения закончилась не успев начаться, но вот русские шины успели оставить свой след в мировой авто-истории.

"Российские «резиновые мануфактуры» «Проводник» и «Треугольник» были одними из крупнейших производителей шин, по их производству они занимали второе и третье места в мире, уступая только французской компании «Мишлен» и имели торговые отделения на всех континентах. Русские шины считались в те времена по праву лучшими в мире и пользовались огромным успехом — России было чем гордиться. Самые «великие автомобильные державы» рекламировали на страницах журналов и газет резину «Made in Russia» и владельцы машин охотно покупали русские покрышки.



Интересны рекламные призывы и лозунги — каждая нация делала рекламу на свой лад, по традициям своего менталитета. Рекламные плакаты «Проводник» и «Треугольник» рисовали знаменитые художники и любой приличный магазин авто принадлежностей в России и за рубежом, считал за честь иметь в своём ассортименте русскую резину. Российская реклама не лукавила, утверждая: «ТРЕУГОЛЬНИК — Самые лучшие пневматики» и «Весь мир ездит на шинах ПРОВОДНИК-КОЛУМБ». «Ваша судьба зависит от Вас!» — характерный лозунг!
...


На первых французских рекламных плакатах фирмы «Треугольник» пневматики называли русско-американскими, но кроме части капитала там ничего не было американского, изготавливали шины русские рабочие в Петербурге. Позже французы стали писать «Русские пневматики ТРЕУГОЛЬНИК». Больше ничего и не требовалось, если русские — значит высший класс! Ну еще красный чёртик — фирменный знак фирмы «Треугольник», этого чёртика знал весь мир.



Нет сейчас того высшего класса, завод «Красный Треугольник» не может больше конкурировать с Michelin, Continental или Dunlop, а знаменитый «Проводник» вообще исчез, а память о нем уже за границей — в Латвии. Только эта старая реклама осталась немым свидетелем былой российской автомобильной славы... "


               


---
Вообще спектр продукции этих заводов не ограничивался шинами и был довольно широк: покрышки для автомобилей, велосипедов и самолётов, понтоны, изоляционная лента, линолеум, резиновая обувь, игрушки, медицинское оборудование, ткани и др.

К сожалению успех "резиновых мануфактур" не имел продолжения. После революции "Треугольник" был переименован в "Красный треугольник" и, конечно же, перестал представлять конкуренцию на мировом рынке. В 1990-е завод остановился и довольно быстро превратился в руины.

Про «Проводник» известно, что он был эвакуирован в 1915 году в Москву проработал там до середины 1917-го. Позже, в послевоенные советские годы, предпринимались несколько безуспешных попыток восстановить производство, но в конечном итоге завод был полностью ликвидирован в 1928 году.

Но что интересно, судя по кое-где сохранившемуся на "Треугольнике" оборудованию, в СССР до последнего года работали на машинах почти столетней давности (станки с плоскоременной передачей). То есть советский флагман резиновой индустрии за 80 лет так и не озаботился модернизировать ни производство ни производственные площади.

Станки на советском "Красном Треугольнике" предположительно 1900-х-1910-х годов выпуска. Это не музейные экспонаты. Это передовое "советское" производство.

фотографии взяты здесь


"Треугольник" и "Проводник" в wiki

Ну и напоследок несколько картинок из дореволюционной истории заводов:

"Треугольник" в наши дни


и раньше


Паровая машина


Динамо-машина для освещения


Мастерская шин


Отгрузка продукции


Мастерская галош


Квартиры для рабочих


База отдыха для рабочих


Имелся на "Треугольнике" и свой кегельбан


Примерно так он выглядел ("Проводник")


Библиотека


Ясли ("Проводник")


Столовая в яслях ("Треугольник")


Ремесленное обучение


Заводская школа


Класс


Изготовление аэростата в одном из цехов завода "Треугольник"




Comments

( 11 comments — Leave a comment )
lucem_glorifico
Jun. 18th, 2011 05:31 pm (UTC)
как здорово!
как-то вот подумалось, кстати, что особенно жаль того, что благодаря большевистскому перевороту мир не увидел Петрограда в стиле дизельпанк. на что der_fluger тут же нарисовал картинку:
erandl
Jun. 18th, 2011 09:28 pm (UTC)
Согласен, из-за большевиков мы многого лишились. Я бы даже сказал так: у наших предков они украли настоящее, просто не давая им жить, нас же лишили будущего, спалив, ещё в начале века, огромный демографический потенциал народа (буквально за 30-40 лет) и деградировав страну до полуафриканского состояния. Если в 1900-е в России есть масса Имён, развивающихся компаний конкурирующих на мировом уровне, то уже в 1970-е -1980-е серая масса и тотально устаревшее производство с качеством продукции ниже плинтуса (это вообще отличительная советская - не русская - черта).
ministrator
Jun. 18th, 2011 08:32 pm (UTC)
Многое из-за большевиков было потеряно...
Кстати. Второй абзац, два одинаковых последних предложения. Начиная с "самые великие автомобильные державы".
erandl
Jun. 18th, 2011 09:38 pm (UTC)
Потеряно больше, чем хотелось бы.

-"второй абзац, два одинаковых последних предложения. "
Такой литературный приём для усиления мысли :) Спасибо, поправил.
nilsky_nikolay
Jun. 20th, 2011 08:40 pm (UTC)
Интересный пост, спасибо.
Был на Красном треугольнике лет -цать назад... Жизнь ещё теплилась в отдельных цехах, ставших отдельными фирмами. А сейчас, наверное, совсем кирдык...
erandl
Jun. 21st, 2011 04:31 pm (UTC)
Сейчас полный кирдык. Ну а что ожидать от советского завода на свободном рынке? Советское низкое качество + устаревшая продукция. Хоть он и флагманом был, но отстал от времени лет на 70-т.
nilsky_nikolay
Jun. 21st, 2011 04:55 pm (UTC)
Здание красивое. Мож приспособют для чего полезного.
erandl
Jun. 21st, 2011 10:08 pm (UTC)
Надежды мало, но она есть. )
irao
Aug. 14th, 2012 09:47 pm (UTC)
Помню в середине 80-х гг. бывал на "Красном Треугольнике". Там работали еще немецкие дореволюционные станки, рабочие говорили, что они единственные надежные. Была проложена в цехах узенькая железная дорога для вагонеток (с перекрестками и стрелками, рельсы утоплены в пол), но все пути давно были забиты грязю и по ним катали обыкновенные телеги. Тогда еще подумал - а ведь по рельсам то легче катать, чем по грязному липкому полу. Вообще грязь бала неописуемая, а рабочие с лицами всех цветов радуги (от пигментов, добавляемых в резину). Разруха предперестроечная...
irao
Aug. 14th, 2012 09:41 pm (UTC)
Спасибо за интересный репортаж о "Треугольник". Изучаю историю русских шин давно, имею огромный материал по теме. Очень много сканов реклам в хай-резе. Те, которые Вы взяли из моей статьи - малая доля. Если у Вас еще что интересное есть, охотно поменяюсь сканами и вообще пообщаюсь.
С уважением, С. Кирилец
erandl
Aug. 15th, 2012 12:22 am (UTC)
Вам спасибо, за массу интересных материалов по автомобильной теме РИ (кажется более чем значительная часть статей по этой теме, имеющаяся в открытом доступе в сети, принадлежит Вам). Сам я вряд ли смогу предложить Вам, что-нибудь интересное, я же любитель - все больше по вершкам :). Да и тема не совсем моя .
( 11 comments — Leave a comment )